Новости

Интервью генерального директора Антона Ковалевского для World Hydrogen Forum

Генеральный директор Н2 Инвест Антон Ковалевский ответил на вопросы организаторов Водородного Форума, который состоится в Саудовской Аравии 21 и 22 мая 2024 года.

Антон Владимирович поделился своим видением перспектив развития водородной экономики в части транспортировки и хранения водорода.

Приводим полный перевод интервью.

#WHF: Водород можно хранить разными способами. Какие преимущества жидкой формы хранения и транспортировки больших объемов водорода? Может ли жидкий водород изменить правила игры?

АВК: Невозможно запустить полномасштабный энергопереход без значительных инвестиций в инфраструктуру. Решения для крупномасштабного хранения и транспортировки являются жизненно важной предпосылкой для продвижения водорода как действительно глобального товара. Для транспортировки всех заявляемых объемов водорода в будущем, безусловно, будут востребованы ВСЕ способы транспортировки и хранения, но для старта водородной экономики и запуска цепочки поставок водорода необходимо опираться на действующую инфраструктуру и технологии. Транспортировка по трубопроводам чистого водорода — это вопрос далекого будущего, таких трубопроводов пока критически мало, а для их создания требуются значительные инвестиции и время, поэтому пока рассматриваются варианты транспортировки газосодержащих смесей по существующей газовой трубопроводной инфраструктуре, но это вынужденная мера в условиях отсутствия специализированной водородной. Транспортировка в виде жидких органических соединений (LOHC) возможна пока лишь теоретически — уровень зрелости технологий не готов к масштабированию. Поэтому на первый план может выйти жидкий водород и криогенные технологии его транспортировки и хранения. Высокая энергетическая плотность, безопасность, готовые технологии хранения и транспортировки — вот главные преимущества жидкого водорода. В мире есть проекты крупных водородовозов, но под них нужна специализированная портовая инфраструктура. Мы же говорим о более гибком подходе. Это танк-контейнеры в стандартных размерах ISO для мультимодальных перевозок, с помощью которых география поставок станет практически неограниченной. И, повторюсь, это уже готовая технология, которой мы готовы делиться с миром.

#WHF: Какие основные препятствия существуют для хранения жидкого водорода и какие технологические достижения используются для повышения эффективности и минимизации испарения?

АВК: На самом деле технологии хранения жидкого водорода используются с начала эры освоения космоса, поэтому в странах с развитыми космическими программами наработаны высочайшие компетенции в области криогенных технологий. Продукт, с которым мы выходим на международный рынок — это танк-контейнер международного размерного стандарта (ISO) 40 футов с уникальным сроком бездренажного хранения водорода свыше 30 дней (т.е. более 30 дней БЕЗ испарения!). Дольше 30 дней тоже возможно, но на сегодняшний день 30 дней — это оптимальная с точки зрения экономики характеристика. Мультимодальность — еще одно преимущество нашей технологии: соответствие стандартам ISO позволяет транспортировать танк-контейнер автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Один раз залил водород в месте его производства и везёшь прямо до конечного потребителя. Наши уникальные запатентованные технологические решения существенно снижают операционные затраты и стоимость такого контейнера, делая стоимость транспортировки 1 кг водорода весьма конкурентоспособной.

#WHF: Как мы можно безопасно перевезти большие объемы жидкого водорода из пункта, А в пункт В? Какие сейчас существуют методы транспортировки и какие меры безопасности используются?

АВК: Водород относится к опасным грузам, но наш танк-контейнер полностью соответствует всем требованиям международного кодекса перевозки опасных грузов, буквально каждый этап производства осуществляется под контролем компетентного сертифицирующего органа — Российского морского регистра судоходства. Вообще, что касается взрывоопасности водорода, то сейчас уже ясно, что это скорее мифы и фобии. Есть ряд исследований, доказавших, к примеру, идентичность жидкого водорода и жидкого природного газа с точки зрения безопасности. Водород самый легкий из газов, поэтому при утечке он мгновенно испаряется и улетучивается, в отличие от сжиженного природного газа, пары которого при утечке стелются по земле и какое-то время остаются взрывоопасными. А если смотреть на экологический аспект — то чистый водород при утечке полностью безвреден в сравнении, например, с аммиаком, агрессивность которого в больших объемах ни для кого не секрет. Кстати, если говорить об аммиаке как способе транспортировки водорода, то при крекинге аммиака в атмосферу выделяется вреднейший диоксид азота, что делает сомнительной экологичность данного вида водородсодержащей смеси, хотя аммиак был, есть и будет весьма востребованным соединением для сельского хозяйства и других традиционных областей его применения, это бесспорно, но это немного другая история, и она не про водородную энергетику.

#WHF: Какие цели вы себе ставите на Форуме-выставке и как выставка будет способствовать их достижению?

АВК: Мы считаем, что мир недостаточно осведомлен о способах транспортировки и хранения водорода. Мы хотим рассказать миру о возможностях и преимуществах жидкого водорода и уже разработанных нами прорывных технологиях его транспортировки и хранения, основанных на многолетней экспертизе. Мы рады, что Саудовская Аравия не только верит в водород, но также, как и мы, доказывает это своими действиями (переходит от слов к действиям). И мы считаем, что у Саудовской Аравии есть все шансы возглавить мировое водородное движение. А мы поможем со крутыми технологиями.