Новости

Интервью генерального директора Антона Ковалевского для World Hydrogen Forum

2024-04-17 16:45
Генеральный директор Н2 Инвест Антон Ковалевский ответил на#nbsp;вопросы организаторов Водородного Форума, который состоится в#nbsp;Саудовской Аравии 21 и#nbsp;22#nbsp;мая 2024 года.

Антон Владимирович поделился своим видением перспектив развития водородной экономики в#nbsp;части транспортировки и#nbsp;хранения водорода.

Приводим полный перевод интервью.

#WHF: Водород можно хранить разными способами. Какие преимущества жидкой формы хранения и#nbsp;транспортировки больших объемов водорода? Может#nbsp;ли жидкий водород изменить правила игры?

АВК: Невозможно запустить полномасштабный энергопереход без значительных инвестиций в#nbsp;инфраструктуру. Решения для крупномасштабного хранения и#nbsp;транспортировки являются жизненно важной предпосылкой для продвижения водорода как действительно глобального товара. Для транспортировки всех заявляемых объемов водорода в#nbsp;будущем, безусловно, будут востребованы ВСЕ способы транспортировки и#nbsp;хранения, но#nbsp;для старта водородной экономики и#nbsp;запуска цепочки поставок водорода необходимо опираться на#nbsp;действующую инфраструктуру и#nbsp;технологии. Транспортировка по#nbsp;трубопроводам чистого водорода#nbsp;— это вопрос далекого будущего, таких трубопроводов пока критически мало, а#nbsp;для их#nbsp;создания требуются значительные инвестиции и#nbsp;время, поэтому пока рассматриваются варианты транспортировки газосодержащих смесей по#nbsp;существующей газовой трубопроводной инфраструктуре, но#nbsp;это вынужденная мера в#nbsp;условиях отсутствия специализированной водородной. Транспортировка в#nbsp;виде жидких органических соединений (LOHC) возможна пока лишь теоретически#nbsp;— уровень зрелости технологий не#nbsp;готов к#nbsp;масштабированию. Поэтому на#nbsp;первый план может выйти жидкий водород и#nbsp;криогенные технологии его транспортировки и#nbsp;хранения. Высокая энергетическая плотность, безопасность, готовые технологии хранения и#nbsp;транспортировки#nbsp;— вот главные преимущества жидкого водорода. В#nbsp;мире есть проекты крупных водородовозов, но#nbsp;под них нужна специализированная портовая инфраструктура. Мы#nbsp;же#nbsp;говорим о#nbsp;более гибком подходе. Это танк-контейнеры в#nbsp;стандартных размерах ISO для мультимодальных перевозок, с#nbsp;помощью которых география поставок станет практически неограниченной. И, повторюсь, это уже готовая технология, которой мы#nbsp;готовы делиться с#nbsp;миром.

#WHF: Какие основные препятствия существуют для хранения жидкого водорода и#nbsp;какие технологические достижения используются для повышения эффективности и#nbsp;минимизации испарения?

АВК: На#nbsp;самом деле технологии хранения жидкого водорода используются с#nbsp;начала эры освоения космоса, поэтому в#nbsp;странах с#nbsp;развитыми космическими программами наработаны высочайшие компетенции в#nbsp;области криогенных технологий. Продукт, с#nbsp;которым мы#nbsp;выходим на#nbsp;международный рынок#nbsp;— это танк-контейнер международного размерного стандарта (ISO) 40 футов с#nbsp;уникальным сроком бездренажного хранения водорода свыше 30 дней (т.е. более 30 дней БЕЗ испарения!). Дольше 30 дней тоже возможно, но#nbsp;на#nbsp;сегодняшний день 30 дней#nbsp;— это оптимальная с#nbsp;точки зрения экономики характеристика. Мультимодальность#nbsp;— еще одно преимущество нашей технологии: соответствие стандартам ISO позволяет транспортировать танк-контейнер автомобильным, железнодорожным и#nbsp;морским транспортом. Один раз залил водород в#nbsp;месте его производства и#nbsp;везёшь прямо до#nbsp;конечного потребителя. Наши уникальные запатентованные технологические решения существенно снижают операционные затраты и#nbsp;стоимость такого контейнера, делая стоимость транспортировки 1#nbsp;кг водорода весьма конкурентоспособной.

#WHF: Как мы#nbsp;можно безопасно перевезти большие объемы жидкого водорода из#nbsp;пункта, А#nbsp;в#nbsp;пункт В? Какие сейчас существуют методы транспортировки и#nbsp;какие меры безопасности используются?

АВК: Водород относится к#nbsp;опасным грузам, но#nbsp;наш танк-контейнер полностью соответствует всем требованиям международного кодекса перевозки опасных грузов, буквально каждый этап производства осуществляется под контролем компетентного сертифицирующего органа#nbsp;— Российского морского регистра судоходства. Вообще, что касается взрывоопасности водорода, то#nbsp;сейчас уже ясно, что это скорее мифы и#nbsp;фобии. Есть ряд исследований, доказавших, к#nbsp;примеру, идентичность жидкого водорода и#nbsp;жидкого природного газа с#nbsp;точки зрения безопасности. Водород самый легкий из#nbsp;газов, поэтому при утечке он#nbsp;мгновенно испаряется и#nbsp;улетучивается, в#nbsp;отличие от#nbsp;сжиженного природного газа, пары которого при утечке стелются по#nbsp;земле и#nbsp;какое-то время остаются взрывоопасными. А#nbsp;если смотреть на#nbsp;экологический аспект#nbsp;— то#nbsp;чистый водород при утечке полностью безвреден в#nbsp;сравнении, например, с#nbsp;аммиаком, агрессивность которого в#nbsp;больших объемах ни#nbsp;для кого не#nbsp;секрет. Кстати, если говорить об#nbsp;аммиаке как способе транспортировки водорода, то#nbsp;при крекинге аммиака в#nbsp;атмосферу выделяется вреднейший диоксид азота, что делает сомнительной экологичность данного вида водородсодержащей смеси, хотя аммиак был, есть и#nbsp;будет весьма востребованным соединением для сельского хозяйства и#nbsp;других традиционных областей его применения, это бесспорно, но#nbsp;это немного другая история, и#nbsp;она не#nbsp;про водородную энергетику.

#WHF: Какие цели вы#nbsp;себе ставите на#nbsp;Форуме-выставке и#nbsp;как выставка будет способствовать их#nbsp;достижению?

АВК: Мы#nbsp;считаем, что мир недостаточно осведомлен о#nbsp;способах транспортировки и#nbsp;хранения водорода. Мы#nbsp;хотим рассказать миру о#nbsp;возможностях и#nbsp;преимуществах жидкого водорода и#nbsp;уже разработанных нами прорывных технологиях его транспортировки и#nbsp;хранения, основанных на#nbsp;многолетней экспертизе. Мы#nbsp;рады, что Саудовская Аравия не#nbsp;только верит в#nbsp;водород, но#nbsp;также, как и#nbsp;мы, доказывает это своими действиями (переходит от#nbsp;слов к#nbsp;действиям). И#nbsp;мы#nbsp;считаем, что у#nbsp;Саудовской Аравии есть все шансы возглавить мировое водородное движение. А#nbsp;мы#nbsp;поможем со#nbsp;крутыми технологиями.